В декабре уходящего года ожидается, что сразу во втором и третьем чтении будут приняты изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», большинство из которых направлено на регулирование отношений связанных с банкротством граждан. Мы попросили профессиональных юристов из Gvatua.ru прокомментировать все плюсы и минусы этого законопроекта.
Хотелось бы отметить, что юридические лица, в отличии от граждан, давно имеют возможность «списания» своих долгов. Организации, не имеющие возможности нести ответственность по своим обязательствам вправе подать, как самостоятельно заявление о банкротстве, так за них это могут сделать их кредиторы. При этом – для организации это совсем не означает, что она обязательно прекратит свое существование, поскольку ей для начала постараются помочь, проводя ряд предусмотренных законом процедур по выводу из кризисной ситуации. Данное преимущество юридических лиц является не совсем справедливым по отношению к гражданам, учитывая прирост просроченной задолженности, которая перед банками только за первую половину этого года оценивается в 124,9 млрд рублей.
Начать работу в ЭБК
Что же готовит для нас новая редакция Закона «О несостоятельности (банкротстве)»?
Для начала необходимо сказать, как и с юридическим лицами, для возбуждения процедуры по делу о банкротстве гражданина необходима подача заявления в арбитражный суд, которое может быть подано как самим гражданином, так и конкурсным кредитором либо уполномоченным органом.
При этом законодатель вводит ограничения к размеру требований кредиторов и сроков просрочки, позволяющие судам признать требования кредиторов и возбудить процедуру банкротства гражданина. Так редакция законопроекта, прошедшего первое чтение, в качестве условия заявления о банкротстве гражданина устанавливала долг от 50 тысяч рублей и просрочку его исполнения более трех месяцев. Текст проекта закона, который готовится ко второму чтению, устанавливает размер требований до 500 тысяч рублей.
Заметьте, что сам должник, сохраняет свое право просить судебной реструктуризации.
Кроме того, процедура реструктуризации долгов гражданина или его банкротства несколько упрощена по сравнению с процедурами банкротства организаций. К примеру: законодатель, установил меньший объем публикаций и исключена необходимость самой затратной части — публикаций в официальном печатном органе. Немало расходов снимает норма о заочных собраниях кредиторов.
Финансирование процедуры банкротства, включающее в себя оплату услуг финансового управляющего, законодатель возлагает на следующих лиц:
- для случаев, когда гражданин сам заявил о своем банкротстве, возлагается на гражданина.
- когда о банкротстве гражданина заявит его кредитор, то расходы будут возложены на соответствующего кредитора.
Правда, ни одна из представленных версий законопроекта не решает вопрос с защитой персональных данных должника, учитывая свойственную процедуре банкротства публичность.
Начать работу в ЭБК
Недостаточно освещен вопрос о профилактике возможного повторения гражданином, признанным банкротом, аналогичной ситуации. Так законодателем предусмотрено ограничение частоты объявления гражданином себя банкротом, позволяя ему вновь объявить себя несостоятельным не раньше, чем через пять лет после завершения процедуры банкротства. Кроме того, законодатель закрепил обязанность гражданина обязательно указывать на свое банкротство в течение пяти лет после завершения процедуры банкротства, если он соберется снова оформить кредит. При этом стоит напомнить, что в некоторых европейских странах, существуют примеры, когда суд может обязать должника-гражданина посещать курсы повышения экономической грамотности.
В завершении хотелось бы отметить, что принятие поправок в Закон «О несостоятельности (банкротстве)» может стать тем рычагом, который поможет разрешить давно имеющуюся проблему с недобросовестными должниками, которые в течении длительного срока пользуются возможностью безнаказанно выводить свое имущество, путем дарения его своим родственникам или знакомым.