Ситуация на рынке кредитования далека от идеальной. Законодательные инициативы и действия регулятора медленно, но неуклонно вносят свои коррективы в его развитие. Никто не назовет положение критическим. Но правила игры изменились, и притом весьма существенно. Так что кредитным брокерам в ближайшие месяцы придется снова ответить на вопрос, кем быть? Как и в каких секторах рынка можно зарабатывать?

Зарегистрироваться

Что имеем

После так называемого «кредитного бума», в России наблюдается закономерное снижение темпов роста кредитования. Рынок успокаивается, переходит в более равномерную фазу своего развития. Плюс действия регулятора, установление новых нормативов обеспечения «дорогих» кредитов. Вдумайтесь в цифры: еще в прошлом году банком было достаточно иметь в качестве обеспечения 15% сумы кредита с высокой ставкой. Сейчас 45%. Это 60 рублей на каждые 100, выданные заемщику. Такое, кроме, разве, государственных банков, не может позволить себе никто или почти никто. Банки вынуждены искать новые ниши, и, кажется, несколько из них определились уже довольно четко.

Рефинансирование кредитов

Золотой жилой может оказаться рефинансирование. Уже сейчас такие киты, как Сбербанк, ВТБ, Альфа, Банк Москвы и другие кредитные организации из верхней части рейтингов с удовольствием перекредитовывают заемщиков с 3-5 займами в разных банках. Пока предпочтение отдается заемщикам, не имеющим недочетов в кредитных историях. Но уже в ближайшие полгода все хорошие заемщики будут «выбраны». И банки начнут работать с теми, кто допускал незначительные технические или некритичные просрочки до 90 дней.

Поднимите клиентскую базу за последние 2-3 года. Предложите вашим недавним клиентам рефинансирование. Вероятно, значительной части из них это может быть интересно. Если не как средство получить новый займ, то как инструмент оптимизации расходов совершенно точно.

Зарегистрироваться
МФО

Также не стоит сбрасывать со счетов микрофинансовые организации. Поскольку банки все меньше будут работать с дорогими короткими кредитами, потенциальных клиентов у МФО станет на порядок больше. Как, впрочем и самих МФО. Не желая терять контроля над рынком, банки, вероятнее всего, будут открывать в этом секторе свои дочерние предприятия или аффилировать в свои структуры уже имеющиеся. Появятся МФО, работающие не только с продуктами PDL («деньги до зарплаты»), но и выдающие почти обычные кредит до миллиона рублей на срок до 12 месяцев. Заключив партнерские отношения с МФО, кредитный брокер только выиграет.

Бизнес-кредитование

Если следовать логике происходящего, можно с уверенностью заявить, что некий рост покажет и кредитование МСБ. Уже сейчас в регионах работают общественные и экономические структуры, в том числе с поддержкой государства, которые осуществляют помощь в развитии бизнеса. Предоставляя субсидии и льготы, помогая получить кредитование, предоставляя первый взнос по бизнес-кредитам (компании акселераторы). Единой системы поддержки МСБ в России, пожалуй, нет. Но даже эти разрозненные организации могут стать отличным источником дополнительного дохода для кредитного брокера.

Двигатель прогресса

Вне всякого сомнения, тон на рынке станет задавать ипотека. Коммерческие банки будут стараться поднять долю ипотечных кредитов своих портфелях до 30%, государственные заявляют о намерении достичь 40%.
Центральный на Банк прогнозирует рост ипотеки сразу на 25%. Так, если в прошлом, 2013 году было выдано 800.000 ипотечных кредитов, в нынешнем, полагают аналитики ЦБ, их будет уже 1.000.000.

Таким образом, узкие специалисты – ипотечные брокеры – имеют некую фору перед другими участниками рынка. Кредитным брокерам, работающим с ипотекой «от случая к случаю» стоит более пристально посмотреть в сторону жилищных займов.

Константин Потапов, бизнес-тренер, специалист по продажам, кредитный брокер:

— Обязательно нужно проверять список своих партнеров в банковской сфере. Если раньше вам было достаточно раз в полгода мельком глянуть в этот список, то сейчас делать это нужно не реже раза в месяц. Во-первых, мал ли кто из них может пополнить список закрытых банков. Во-вторых, нужно обязательно успеть к выгодным условиям сотрудничества и новым кредитным продуктам. А они обязательно появятся.

Зарегистрироваться
Регионы роста

Крупным кредитным брокерам эксперты рынка настойчиво рекомендуют обратить внимание на «регионы роста». Области, края и республики, где государство планирует в ближайшее время запускать большие программы развития. Это и Дальний Восток, и Кавказский федеральный округ и новоиспеченный субъект Российской Федерации, республика Крым. Государственные деньги и построенные на них объекты производства и инфраструктуры, определенно сделают работу в этих регионах прибыльной для кредитного брокера.
Традиционно привлекательными остаются регионы с углеводородной экономикой. Северные филиалы могут поддержать кредитного брокера и открыть новые перспективы роста.

Олег Попов, генеральный директор ЭБК system:

— Сейчас хорошее время чтобы обратить более пристальное внимание на собственный бизнес. Оптимизировать внутренние процессы. Узнать, сколько реально стоят ваши услуги. Сократить программы развития, перераспределить ресурсы, функционал сотрудников. Провести «тонкий тюнинг» компании.
Непростые времена сейчас не только у кредитных брокеров. А это значит, что сейчас самое время выбивать скидки и другие преференции у ваших партнеров, рекламных компаний, даже арендодателей. Между «заработать хоть что-то» и «не заработать ничего» они всегда выберут первое.

Новые возможности

Проблема – это всегда скрытая возможность. Несмотря ни на какие пертурбации рынка, кредитные могут найти способ не только сохранить бизнес, но развить его, расширить продуктовую линейку, а значит, получить новую аудиторию и заработать.

Поделиться в соц. сетях

Читайте также

Инструкция для брокеров, которые хотят получать лиды ЭБК  system в Битрикс24.

Как банки применяют скоринг, и как скоринг может применяться кредитными брокерами, при первичной оценке заемщика и при отсечении непроходных клиентов, но при выборе банка для подачи заявки на кредит

Мы расспросили трех ипотечных брокеров об их работе. Узнали, чем они занимаются, как привлекают клиентов и сколько зарабатывают.