Кредитов с просроченными обязательствами становится все больше. НБКИ указывает, что уровень «просрочки» за год понизился только в залоговых сегментах потребительского кредитования – автокредитах и ипотеке. И то незначительно: на 0,6 и 0,1 пунктов до 3,9% и 2,8% соответственно. Потребы добавили к просрочке и теперь 6,7% таких кредитов проблемные. По кредитным картам процент ниже, но тем не менее это 4,1%. ОКБ и НБКИ сходятся в том, что 12—15% кредитов от общего их числа «не без греха». Это примерно каждый восьмой, хотя в 2013 году проблемы с возвратом банки испытывали только с каждым четырнадцатым займом.

Аналитики БКИ Equifax фиксируют неуклонное снижение индекса кредитной сознательности российских заемщиков. Как видно из диаграммы, сегодня он ниже, чем был даже в кризисном 2008 году. Но если тогда его падение можно было объяснить невозможностью заемщиков рассчитываться по своим кредитным обязательствам в связи с форс-мажорными экономическими обстоятельствами, потерей работы и т.д., то сейчас налицо новый тренд. Форс-мажор сменился тотальной закредитованностью, снижением уровня реальных доходов и нежеланием (неумением) заемщиков рассчитывать свою кредитную нагрузку, поступаться приобретаемыми в кредит благами.
Кредитные брокеры должны тщательнее проверять заемщиков перед отправкой анкеты в банк. Перегруженный кредитами заемщик или заемщик уже продемонстрировавший несознательность, баллов реноме брокера не добавит, и даже наоборот. В массе своей способен ухудшить отношения с банками.