Инсорс или аутсорс?

Что выгоднее для вашего бизнеса, привлечь персонал для постоянной работы или воспользоваться услугами стороннего исполнителя? Построить собственный сайт или покупать онлайн-заявки на кредиты? Давайте разберемся, какие плюсы и минусы есть у инсорса и какие у аутсорса? Когда это действительно выгодно, и когда стоит рассматривать варианты.


Время считать деньги
Экономическая ситуация в стране диктует новые правила. То, что раньше прощал нам растущий рынок и «сытые» годы, когда мы могли позволить себе 5% утечки финансов, стагнирующий не простит. Настало время считать деньги. Посчитать, посчитать. Часть процессов вывести на аутсорс, часть, быть может, напротив, развить на инсорсе. Большие компании делают это на постоянной основе, небольшие и средние могут заняться в период затишья, в «низкий сезон». У кредитных брокеров обычно такое случается в январе и, как правило, летом. А еще впереди вторые майские праздники. Это будет полезно.


Что такое инсорс и аутсорс?
Выражаясь бытовым языком, инсорс — это то, что мы делаем сами. Аутсорс — это то, что мы получаем от сторонних исполнителей. Любой наш бизнес-процесс может быть организован по обеим схемам. И каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Условно их можно распределить, как указано в схеме.
Как это работает в бизнесе кредитного брокера?

А теперь давайте эту схему применим к нашему бизнесу. Для примера возьмем лидогенерацию. Допустим, вы хотите привлекать дополнительных клиентов из интернета и решаете, строить ли свой собственный сайт-лидогенератор или покупать заявки на стороне. Мы берем лиды для примера и не ставим целью продать вам наших «Клиентов». Просто и плюсы и минусы видны здесь отчетливо. Так в чем преимущество собственного сайта?

  • Это надежно. Сайт наш и мы можем его использовать круглые сутки.
  • Мы можем контролировать качество. Если нам не нравится, как работает наша реклама, мы можем ее поменять, отключить, сделать новую. Переделать контент или форму заявки.
  • Мы не зависим от поставщиков. Хорошо они сработали или схалтурили, или у них полетели сервера, причин может быть много. Наши лиды при нас.
  • Мы можем оперативно вносить коррективы. Решили, что сайт должен быть зеленым, а кнопка красной, перекрасили тут же, заодно исправили цены, навесили новую «страницу захвата».

Минусы строить собственный лидогенератор.

  • На поддержку сайта нужно постоянно тратить деньги. Оперативные расходы внушительные — от платы за домен и хостинг, до оплаты труда сотрудников, которые будут за него отвечать, выплат согласно ТК и налоговых отчислений.
  • Медленное масштабирование. Если сайт у нас сделан под привлечение заявок на потребительские кредиты, а мы решили, что вам нужно работать с МСБ и ипотекой, быстро привлечь заявки не получится. Под них нужно готовить контент, создавать страницы, «прокачивать» рекламу.
  • Мы тратим свое время на работу над сайтом. Или мы нанимаем персонал, который тратит не только время, но и наши деньги.
  • Мы должны постоянно загружать сайт, чтобы получить от него отдачу. А если «не сезон», или ключевая ставка повышена, и люди не хотят брать кредиты? Сайт стоит, но зарплаты сотрудникам нужно платить, как налоги и выплаты по ТК.
  • Капитальные вложения. Сайт нужно написать, а если вы это делаете в первый раз, то и переписать, а затем переписать еще раз. И это займет у вас год при отсутствии опыта, и все это время деньги будут только вкладываться.
Есть статистика, когда сайт загружен работой и работает как бы сам собой. Показатель отчетливый. Если вы тратите на рекламу (включая СЕО, CPL, CPC, CPA) 200−300 тысяч рублей в месяц, это значит, что сайт почти автономен. Посчитайте, сколько тратите вы?
Каковы минусы того, чтобы отдать сайт-лидогенератор на outsource?

  • Безопасность. Нет никакой гарантии, что какой-нибудь условный сисадмин не скопирует всех ваших клиентов и не передаст их конкуренту «за малую долю».
  • Нет контроля за качеством. Пока вы составите претензию, что вам не нравятся получаемые лиды, пока это исправят, пока пришлют новые — уйдет драгоценное время.
  • Вы всегда можете остаться просто без лидов в лучшем случае, и в худшем — и без денег, и без лидов.
Глобальное отличие insource и outsource в характере преобладающих затрат. При insource больше постоянных затрат, при outsource больше затрат переменных. В переменных затратах outsource всегда дороже. Если у вас есть машина, вы тратите 40 рублей на бензин по пути из точки, А в точку Б. Такси берет с вас 400. Если у вас собственный сайт, вы лид получите за 20 рублей, поставщик вам предложит его за 150 — 200 рублей. Но в постоянных затратах outsource выигрывает. Их попросту нет. Тогда как в insource вы платите все время.
Каковы плюсы в покупке лидов на стороне?

  • Быстрое масштабирование. Захотели заниматься МСБ, 200 заявок вам дадут хоть сегодня. Захотели подключить ипотеку, потребы, страховки, автокредиты и карты — и на них вы найдете заявки.
  • Вам не надо искать, нанимать и платить персоналу, соблюдая ТК и налоговый кодекс. Все делают специалисты исполнителя.
  • Доступ к более широкому ассортименту. Вы можете поменять поставщика, вы можете сменить сферу деятельности. И сделать это быстро!
  • Ваше время. Оно высвобождается, и вы можете заняться основными обязанностями: управлением бизнесом, его развитием и так далее.


Что выгоднее?
Давайте посчитаем в деньгах. Капитальные вложения, при том, что мы делаем скромненький сайт на инсорсе — это 200.000 рублей. В оперативных затратах — человек, который будет заниматься рекламой, настраивать кампании, извлекать лиды — это 70.000 рублей в месяц, с налогами, с инфраструктурой, с арендой, с интернетом, с рабочим местом и электричеством и сами заявки. Стоимость одной в будет районе 30 рублей. И допустим, поставщик предлагает нам заявки по 200 рублей за штуку. В каком случае, выгодней будет все сделать самим, если при этом затраты на сайт мы хотим вернуть за один год? Подставляем значения в формулу:

(Capex 200.000 рублей + opex70.000 рублей*12 месяцев)/30 рублей (на лид, включая СЕО и контекст)/12 месяцев = 2.889 лидов мы должны генерить каждый месяц, чтобы сайт окупился нам за год. И 533 лида в месяц, чтобы это было выгоднее, чем на аутсорсе. Но! При таком количестве лидов с аутсорса бюджет на покупку заявок должен быть 86.600 рублей в месяц.

Значит, если вы тратите на привлечение клиентов из интернета больше 85.000 -90.000 при средней стоимости одного лида в 200 рублей и возможности выстроить сайт за 200.000 вам выгодней инсорс. Если меньше — то аутсорс.


Общие принципы
  • Если вы делаете что-то надолго на срок больше года, то смысл в инсорсе растет.
  • Если вы готовы постоянно загружать свой ресурс, есть смысл в инсорсе.
  • Если вы можете что-то продать после того, как закончите, есть смысл в инсорсе.
  • Если вы с помощью чего-то сможете зарабатывать больше, есть смысл в инсорсе.


Вместо выводов
Никто вам не скажет, что лучше на все 100%, инсорс или аутсорс. Если кто-то настаивает на чем-то одном, его «экспертное» мнение сомнительно. Всегда нужно считать. Есть даже формальные границы, когда любой бизнес-процесс органично перейдет в инсорс с аутсорса. Это если вы что-то берете для использования на срок больше года. В остальном же считайте, делайте выводы и удачи в делах!
Все, что вы делаете в инсорс — это ваша собственность. А собственность, это ваша ответственность в первую очередь. Многие думают, что собственность — это права, но это не так. Права дает аутсорс. За них вы платите тем, что приобретаете тот или иной ресурс за повышенную цену. Здесь вы не несете ответственности, у вас нет обязанностей по содержанию и использованию ресурса.
Читайте также

    Made on
    Tilda