— Кажется, что главный тренд 2020 года — тотальная диджитализация. Что ты об этом думаешь?— Ковид сильно ускорил диджитализацию. По моим оценкам, лет на 5 точно. Если пандемия продлится до осени нынешнего года, диджитализация произойдет на 10 лет быстрее, чем должна была произойти.
В первую очередь диджитализировались те сферы, которые мы привыкли потреблять в оффлайне. Особенно это заметно в еде. Появилось много сервисов быстрой доставки готовых блюд и продуктов. По-сумасшедшему развиваются курьерские доставки и другие сервисы.
Произошел большой слом потребления услуг у старшего поколения, которым был привычен оффлайн. Раньше они пользовались мобильниками в основном для звонков, сейчас — как устройствами для потребления информации и услуг в онлайне.
В 2019 году нам казалось, что век оффлайна в банковской сфере продлится еще лет 10−15, так как основной банковский потребитель — люди 35−45 лет. Это люди родившиеся в 75−85 гг., когда не было интернета. Конечно, для них интернет не что-то чуждое, но и не основное. Сейчас их заставили перейти в онлайн. И банки пошли вслед за потребителями.
Важно отметить, что и госорганы диджитализировали свою инфраструктуру. Например, сейчас ипотечную сделку можно провести в онлайн. Еще два года назад это было невозможно. Сейчас можно оценку и страховку пройти через интернет. Даже зарегистрировать объект можно через интернет. Ездить в банк необязательно. Да, психологически для кого-то это тяжело, но в целом физическое присутствие не нужно.
Какие мысли были у банков в 2019 году? Все говорили, что на рубеже пяти лет мы будем выдавать дистанционно кредиты. Этому будут помогать единая биометрическая биометрия и система идентификации. Свалился ковид и в авральном режиме пришлось всё это выпускать в апреле-мае-июне. Доля дистанционной выдачи выросла значительно.
Схему диджитализации российского брокериджа уже сейчас можно увидеть на примере Британии. Там рынок брокериджа развит лучше, чем в России, ему около ста лет. Из 40 тысяч брокерских отделений в Лондоне 20 тысяч имеют мобильное приложение или сайт с личным кабинетом. Заемщик может загрузить данные, не приезжая в офис. Обслуживание также происходит через личный кабинет, мобильное приложение или телефон.
Еще важный момент — в Британии нельзя брать комиссии с клиентов. Это запрещено законом. Подобная трансформация ждёт и российский рынок. Тут онлайн-технологии будут очень кстати, так как помогут менее болезненно перейти к бескомиссионной модели. Брокеры порежут расходы на оффлайн (содержание офиса, персонал). Сотрудники будут нужны только для телефонных консультаций, остальное будет автоматизировано.
— А как будут зарабатывать брокеры, если им запретят брать комиссии?— Будут зарабатывать на кредиторах. Банки уже привыкли платить деньги за онлайн-канал. Их к этому приучили CPA-сети, маркетплейсы и крупные веб-мастера. Например, за выданный потребительский кредит источник трафика получает от 2 до 10 тыс. р. (2−5% с кредита). В кредитных картах разбег комиссии от 1,5 до 5 тыс. р.
Подробно о бескомиссионном брокеридже мы говорили
в этом интервью с Олегом Поповым.
Но, главное, что у банков появился внятный API. Это значит, что будут появляться маркетплейсы для онлайн-брокеров — когда брокер в режиме одного окна может подавать заявку в банк. На рынке недвижимости это уже произошло: ипотеку агрегируют маркетплейсы, которые предоставляют услуги для агентов — застройщиков, риэлторов, ипотечных брокеров. То же произойдет и с потребительскими кредитами, и с кредитными картами, и с микрозаймами.