Брокеру выгодно работать с малым бизнесом. С одной сделки можно получать сотни тысяч рублей комиссии. Но с юрлицами работать сложно: андеррайтинг юридических лиц занимает два рабочих дня, а полный цикл сделки — до двух месяцев. В этой статье мы поделимся алгоритмом работы с юрлицами компании Best Credit Finance, которая доводит до кредита каждый седьмой лид и получает в среднем 1 млн рублей со сделки.
Почему бизнесмены обращаются к брокерамБизнес обращается к брокерам по двум причинам. Первая очевидная — потому что отказывают банки. Брокер ищет и устраняет проблемы, помогает получить кредит. Вторая причина менее очевидна: бизнесмены не могут найти с банками общий язык и разобраться в сложных банковских продуктах. Брокер работает «переводчиком»: объясняет предпринимателю, что от него хочет банк, помогает собрать документы и наводит в порядок управленческой отчетности.
Алгоритм работы с юрлицамиАлгоритм работы Best Credit Finance включает
14 этапов. Из них три ключевых: кредитный андеррайтинг, сбор документов и работа с банком. Мы расскажем о первых двух.
Кредитный андеррайтинг: анкета и стоп-факторыВ начале работы с потенциальным клиентом оцените его кредитоспособность. Для оценки физика достаточно задать пять вопросов, для оценки юрлица — больше тридцати. Чтобы не запутаться в вопросах и ничего не забыть, рекомендуем составить анкету.
Вопросы анкеты:
- Сумма необходимого финансирования:
- Регион регистрации компании, регион ведения бизнеса:
- ИНН и ОГРН организации:
- Дата создания компании:
- Название организации:
- Форма организации компании (ООО, ИП, ОАО):
- Собственные активы (недвижимость, оборудование, автомобили, прочие в собственности компании или учредителей):
- Арендованные активы (недвижимость, например, офис или склад), оборудование, автомобили, прочие в аренде):
- Сфера и описание бизнеса: Количество сотрудников и другие вопросы
Скачать анкету Best Credit FinanceПоскольку в анкете много вопросов, не отправляйте ее клиенту для самостоятельного заполнения. У него не хватит терпения. Лучше заполняйте анкету вместе с клиентом — по телефону или в офисе. Если в телефонном разговоре клиент не сможет ответить на часть вопросов (например, не вспомнит ИНН и ОГРН), пришлите заполненную анкету ему на электронную почту. Дозаполнить проще, чем заполнять с нуля.
Следующий шаг — по анкетным данным оценить кредитоспособность клиента в соответствии с требованиями банков. Хорошо, если компания соответствует этим критериям:
- Форма собственности: ООО или ИП, если без залога недвижимости.
- Учредители резиденты РФ с общей долей 100% + супруги поручители, кроме случаев залога недвижимости.
- По учредителям и компании нет негатива по КИ/СБ.
- Безубыточная отчетность.
- Юрлицу больше года.
- Если нет официальной прибыли, готовность подтвердить управленческую отчетность.
- Отсутствие задолженности по налоговым и другим обязательным отчислениям.
Обязательно проверьте клиента на признаки мошенничества:
- У клиента нет собственных или арендованных основных средств. производства, складов, транспорта, торговых точек, офиса и т. д.
- Клиент отказывается предоставлять документы: выписки по счетам, декларации.
- Директоры или учредители сменились три и более раз за последний год.
- Денежные операции без очевидного экономического смысла.
- Отсутствие по юридическому или фактическому адресу.
- Неоднократная утрата учетных документов.
- Изменение ИФНС более 2 раз за календарный год.
- Отсутствие работников помимо руководителя и главбуха.
- Регистрация в «адресной яме».
Инструменты проверкиЧасть информации вы получите в анкете со слов клиента. Остальную часть нужно получить из других источников. Мы рекомендуем запросить кредитную историю юрлица, кредитную историю директора и учредителей как физлиц, бизнес-справку о компании.
Кредитная история покажет опыт кредитования компании и ее руководителей. Бизнес-справка покажет общие сведения о компании: информацию об органах управления предприятия, индексы должной осмотрительности, финансового риска, платежной дисциплины, активы и пассивы за разные периоды. Эти инструменты доступны в кабинете ЭБК system.