Как стать кредитным брокером

Нужно научиться оценивать кредитоспособность, найти кредиторов и организовать поток клиентов.

Чтобы стать кредитным или ипотечным брокером, нужно научиться оценивать кредитоспособность клиентов, изучить условия кредиторов в регионе работы, организовать поток клиентов и найти место для встречи с клиентами. В статье кратко пройдемся по каждому пункту и дадим ссылки для детального изучения.

Кредитный (или ипотечный) брокер — участник взаимоотношений между банками и заемщиками, выполняющий роль посредника. Он помогает заемщику получить кредит на выгодных условиях, если отказывают банки. Брокер не дает деньги в долг из своего кармана. Он консультирует заемщиков и подбирает для них кредиторов. Ему платят деньги за проверку кредитоспособности, консультации и помощь в получении кредита.
Научиться оценивать кредитоспособность
Оценка кредитоспособности помогает брокеру подобрать для клиента подходящего кредитора и кредитный продукт. Например, к ипотечному брокеру обращается клиент без опыта кредитования. Клиенту нужна ипотека, но банки России отказывают в сделке. Брокер поможет сформировать кредитную историю, чтобы любой банк одобрил ипотеку.

Другой пример: к брокеру обращается клиент с просрочками платежей по кредиту. Срочно нужен займ, но везде отказывают. Брокер находит кредитный кооператив, который готов дать кредит под залог квартиры. Клиент закрывает просрочки, его кредитная история улучшается, он может получить кредит в банке.

Чтобы научиться оценивать кредитоспособность, помогут статьи, видео, курсы и собственный опыт.

Статьи:
Андеррайтинг для брокера
Андеррайтинг заемщика при ипотечном кредитовании
Как брокеру начать работать с МСБ

Видео:
Практика использования кредитных историй в розничном кредитовании
Скоринг. Новые источники информации

Также брокеру нужны инструменты оценки кредитоспособности: кредитная история, кредитный рейтинг, скоринг и другие — все необходимые инструменты есть на ЭБК system

Изучить кредиторов в регионе работы
Чтобы подобрать заемщику подходящего кредитора на рынке конкретного региона России, нужно знать кредитные продукты и «порог вхождения» разных банков, МФО и КПК. Например, к ипотечному брокеру обращается ИП: нужны деньги на развитие бизнеса. Брокер знает, что в банке «Золото» малый бизнес не кредитуют вообще, в «Серебре» кредитуют под залог недвижимости, в «Олове» можно получить кредит без обеспечения. Если у ИП есть недвижимость, брокер отправит его в «Серебро», нет залога — в «Олово».

Для удобства брокеры заводят таблицу с кредитными организациями города. В эту таблицу они записывают кредитные организации, кредитные продукты, процентные ставки и требования к заемщикам. Рекомендуем актуализировать эту таблица хотя бы раз в квартал, потому что условия кредитования и процентные ставки часто меняются.
Фрагмент таблицы с кредитными организациями
Организовать поток клиентов
Обычно профессиональные ипотечные и кредитные брокеры используют три инструмента привлечения клиентов: онлайн, наружная реклама и сарафанное радио. Последний инструмент подключается со временем — когда за плечами много успешно решенных вопросов и довольных клиентов, которые рекомендуют брокера знакомым. Практика показывает, достаточно 3-4 месяцев активной работы, чтобы клиенты начали возвращаться сами, приводить знакомых, коллег и друзей.

В онлайн можно пойти двумя путями: создать площадку для сбора посетителей и настроить рекламный трафик или покупать готовые заявки. Классический пример площадки и трафика: сайт + контекстная реклама. Если забьете в Яндексе «помощь в получении кредита», то на рекламных местах встретите объявления об услугах кредитных брокеров.

Контекстная реклама кредитных брокеров
Также брокеры покупают готовые онлайн-заявки Такие заявки еще называют лидами. В ЭБК system работа с лидами выглядит так: брокер вносит депозит от 10 000 рублей на счет и на внесенную сумму получает заявки. Заявки настраиваются по городам, размеру кредита и возрасту. Например, брокеру удобно работать с потребительскими кредитами для екатеринбуржцев от 25 до 30 лет или с ипотекой для жителей Самары в возрасте от 25 до 35 лет. С помощью сайта так тонко сегментировать заявки почти невозможно. А покупать готовые — легко.
Статьи по теме:
Как превращать онлайн-заявки в клиентов
Цикл статей по работе с лидами
Рекламная кампания брокера в Яндексе

Наружная реклама: билборды, объявления на остановках, листовки и т. д. В сравнении с онлайн-рекламой наружка обходится дороже, это менее выгодный вариант. Нужно разработать макет и напечатать его. Например, брокер из Екатеринбурга Павел Бабушкин потратил 25 000 рублей, чтобы разместить объявления на 230 остановках Также наружная реклама более рискованная: чтобы протестировать ее эффективность, нужно напечатать целую партию. В интернете тестирование обходится гораздо дешевле. Новичкам в мире брокериджа мы рекомендуем начинать с онлайн-рекламы, а когда появится стабильный поток клиентов из интернета, подключать офлайн-каналы.

Сарафанное радио — приятный бонус для брокеров, которые хорошо делают свою работу. По рекомендациям приходят лояльные клиенты, за привлечение которых не нужно платить. Чтобы простимулировать рекомендации, некоторые брокеры предлагают клиентам денежные бонусы. Например, брокер Ибрагим Бадалов платит 10% комиссии рекомендателю от которого пришел клиент.

Найти место для встречи с клиентами
Чтобы принимать клиентов необязательно арендовать целый офис. Можно арендовать рабочее место в коворкинге, а с продвинутыми клиентами и вовсе ограничиться «встречами» в интернете: email, мессенджеры, звонки в скайпе. Например, московский брокер Александр Дмитришин первые сделки заключал в Макдональдсе а уже упомянутый специалист в своей сфере деятельности Павел Бабушкин отказался от офиса, чтобы сократить издержки

Но если все-таки есть возможность арендовать офис, то лучше поближе к центру города, на пересечении транспортных маршрутов. Если аренда в центре не по карману, подойдут варианты у метро или больших узлов общественного транспорта. Офис должен находиться в приличном здании, чтобы не отпугнуть посетителей. Главное правило — транспортная доступность со всех районов города. Иначе будете терять часть клиентов.

Статьи по теме:
Сколько стоит открыть офис кредитного брокера
Инструменты продаж кредитного брокера (отдельный блок про офис)


Регистрация бизнеса и договор брокера
Брокеры регистрируют ИП или ООО, чтобы заключать договоры с клиентами и банками. Самый простой вариант для старта: ИП на УСН. При такой форме регистрации достаточно учитывать доходы и платить с них 6%. С ростом компании будет больше доводов в пользу ООО — в том числе для оптимизации налогов.
Для работы обязательно нужен договор. Договор выручает в спорных вопросах с клиентами и защищает от финансовых рисков, в частности, от попытки неуплаты комиссии. Так, брокер из Казани благодаря грамотному договору выиграл суд, когда клиент отказался оплачивать его услуги.

Статья по теме: Как брокеру отстоять комиссию с помощью договора


Запомнить
1. Ипотечный и кредитный брокер должен уметь оценивать кредитоспособность своих клиентов. Для этого нужны инструменты оценки и знания.
2. Брокер должен знать условия кредиторов в своем регионе, чтобы подбирать для клиентов подходящие кредитные продукты во всех ситуациях. В этом поможет обычная экселевская таблица.
3. Чтобы привлекать клиентов сотрудник брокерской организации использует онлайн и офлайн-инструменты. Онлайн: сайт + реклама, лиды на кредиты. Офлайн: листовки, объявления, СМИ и другие. Меньше времени и денег вы потратите на интернет — особенно с готовыми онлайн-заявками.
4. Начинающий брокер с небольшим стартовым капиталом может обойтись без офиса, достаточно коворкинга с комнатой переговоров. Если есть деньги на офис, выбирают тот, до которого удобно добраться со всех районов города.

Читайте также

    Made on
    Tilda